7 августа 2020
Проблема обустройства причальной зоны на правом берегу реки Мезени (Кривке) обсуждалась 6 августа в администрации МО «Мезенский район»
В совещании при главе Мезенского района Надежде Ботевой приняли участие капитан морского порта «Мезень» Сергей Жданов, заместитель главы районной администрации Алексей Коршаков, начальник отдела промышленности, транспорта и инженерной инфраструктуры Рудольф Катаев, глава МО «Каменское» Вера Флоринская, старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-западного ГУ Росрыболовства Андрей Худяков и индивидуальные предприниматели района, чья деятельность связана с использованием речного ресурса: Игорь Боженков, оказывающий услуги по обеспечению горюче-смазочными материалами населения и учреждений поселка Каменка, а также услуги паромной переправы для перевозки автотранспорта через реку Мезень на Каменку, и Юрий Рогачев, обеспечивающий многие поселения района дровяным топливом.
На фото (слева направо): ИП Игорь Боженков, капитан морского порта «Мезень» Сергей Жданов, глава Мезенского района Надежда Ботева
Потребность в оборудовании на Кривке причальной зоны, приспособленной и для комфортабельной высадки пассажиров, и для удобного причаливания катера и парома, и для доступного подъезда автотранспорта, остро стоит уже не одно десятилетие. Данный участок береговой линии очень востребован как у населения (причем, не только Мезенского района, но и Ненецкого автономного округа), так и у транспортных перевозчиков, а еще у большого количества предприятий, занимающихся завозом топлива, продуктов питания, прочих грузов, поставкой леса.
Для примера: в навигацию 2019 года на данном направлении было перевезено порядка 20 000 пассажиров. Поэтому значимость этого пункта трудно переоценить. При этом данный участок является очень непростым: ежегодно, в результате весеннего половодья его сильно размывает. А в виду того, что фарватер реки Мезени год от года меняется, следовательно, и место причаливания плавсредств к берегу не является стационарным и строго определенным.
Этими обстоятельствами и объясняется сложность решения вопроса. Причем, сложности возникают не только на этапе подбора подходящей причальной конструкции, которую можно мобильно демонтировать и устанавливать вновь в зависимости от смены места причаливания, не только на этапе поиска путей привлечения финансирования на реализацию этого дорогостоящего проекта, но и на первоначальном этапе оформления участка береговой линии под причал.
Вообще вопросы оборудования морских причалов и причалов, расположенных на территории Крайнего Севера, относятся к компетенции федеральных органов власти.
Необходимость строительства пассажирского причала в границах морского порта Мезень неоднократно поднималась и отстаивалась администрацией МО "Мезенский район" на всех уровнях власти: направлялись письменные обращения, в том числе, в Министерство транспорта Российской Федерации и в филиал ФГБУ "АМП Западной Арктики" в морском порту Мезень (филиал находится в городе Мурманске).
По мнению Минтранса России, строительство причала возможно в случае привлечения частных инвесторов и/или за счет средств бюджета субъекта РФ (то есть Архангельской области).
На совещании в администрации капитан морского порта Мезень Сергей Жданов пояснил, что согласно Обязательному постановлению в морском порту Мезень, утверждённому приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г. № 184, на территории акватории морпорта Мезень зарегистрировано 3 причала: причал Росморпорта (на каменском берегу, на территории бывшего лесозавода), причал в районе нефтебазы АрхоблЭнерго (на Морозилке), причал Россетей (на мезенском берегу, в районе Кузнецова ручья). То есть причал в районе Кривки не включен в перечень официальных, а, следовательно, рассчитывать на государственное финансирование в решении этого вопроса не приходится.
В результате долгого обсуждения все участники совещания сошлись во мнении, что осуществление деятельности на береговой, причальной линии необходимо упорядочивать, а пассажирскую и грузовую зоны – разделять.
Участники совещания
Вариантов решения было определено несколько. Все они сегодня прорабатываются, обсуждаются совместно с федеральными профильными структурами и изучаются на предмет эффективности.
А пока администрация МО «Мезенский район» на привлеченные средства областной субсидии в объеме 15,5 миллиона рублей в софинансировании со средства районного бюджета в объеме 3 миллионов рублей продолжает осуществлять работы по обустройству долгожданного проезда на Кривку. Исполнителем работ по итогам проведения конкурсных процедур определено АО «Мезенское Дорожное управление».
В результате подрядчиком будет обустроен участок протяженностью 850 метров в грунтово-щебеночном исполнении.
На сегодня дорожниками подготовлено основание проезжей части на одном из участков будущего проезда: отсыпана подушка из грунта и ПГС.
Для проведения работ на следующем участке, где требуется вырубка ивняка, необходимо получение разрешения от Североморского территориального управления Федерального агентств по рыболовству (г. Мурманск). На днях такое разрешение было получено.